Опыт воспитателя на присвоение высшей категории

Опыт воспитателя на присвоение высшей категории

Управление по образованию Полоцкого райисполкома

Государственное учреждение образования

«Социально-педагогический центр Полоцкого района» (Приют)

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Организация трудовой деятельности воспитанников в условиях детского социального приюта»

 

 

Баглаева Светлана Валерьевна,

                                                            воспитатель

                                                                               E-mail: svbagl@rambler.ru

 

 

 

Информационный блок

Название опыта работы

Организация трудовой деятельности воспитанников в условиях детского социального приюта

  1. Актуальность опыта

В Кодексе Республики Беларусь об образовании одним из основных направлений государственной политики в сфере образования является: «2.10. обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия» [1, с. 5]

В программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг, утвержденное постановление Министерством образования РБ,  одним из основных направлений воспитания обучающихся, представлено следующее: «трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору» [2, с. 3]

Труд –  целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. [9]

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Детство является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, формируется ответственное отношение и психологическая готовность к труду, желание трудиться, уважение к тем, кто работает.

Детский социальный приют является специализированным учреждением, предоставляющим услуги по социальной помощи и реабилитации. Целью деятельности учреждения является организация системы комплексной помощи по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, оказание своевременной квалифицированной социально – правовой, социально – педагогической и психологической помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении.

Содержательную основу трудового воспитания составляют учебный труд (умственный и физический), формирование общих трудовых навыков и умений, труд по самообслуживанию, общественно полезный труд, творческий труд (кружковая работа по направлениям ДПИ), профессиональная ориентация.

Учитывая, что пребывание детей и подростков в социальном приюте носит иждивенческий характер – все жизнеобеспечивающие и обслуживающие работы выполняют работники учреждения (медик, диетсестра, воспитатели, помощник воспитателя, социальный педагог, психолог, повар, прачка, швея, кастелянша, уборщики помещений, рабочий по обслуживанию зданий и сооружений, дворник и др.), хочется отметить, что организация трудовой деятельности воспитанников в условиях детского социального приюта необходима и особенно актуальна.

  1. Цель опыта

Развитие трудовых умений и навыков детей и подростков, необходимых для самостоятельной жизни, посредствам их включения в различные виды трудовой деятельности.

  1. Задачи опыта

Приобщение воспитанников к активному систематическому участию в трудовой деятельности, сообразно их возможностям и потребностям общества;

Воспитание трудолюбия, чувства уважения к своему труду, труду членов коллектива, работников учреждения и окружающих людей;

Привитие бережного отношения к результатам труда;

Воспитание честности, сознательности, моральных качеств, чувства долга, целеустремленности, творческого отношения к труду;

Воспитание трудовой дисциплинированности, взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки в коллективной трудовой деятельности;

Воспитание основ трудовой культуры;

Формирование у воспитанников трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем;

Развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

Развитие аккуратности, опрятности, самостоятельности, трудовой активности, ответственности;

Развитие коммуникативных навыков, межличностных отношений;

Способствование подготовки воспитанников к самостоятельной жизни;

Приобретение системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности;

Включение воспитанников в трудовую деятельность через систематическое участие в труде.

  1. Длительность работы над опытом

Работа по организации трудовой деятельности воспитанников в условиях детского социального приюта проводиться с 2015 по 2018 годы.

На подготовительном этапе изучала правовую документацию, литературу, периодические издания, статьи СМИ, использовала ресурсы интернета, знакомилась с опытом коллег, в том числе и на курсах повышения квалификации, что позволило определиться с целью и задачами, последовательностью выполнения работы.

На практическом этапе, исходя из подготовительного периода, разработала план по практическому применению на основании поставленных цели и задач.

В качестве подведения итогов, далее представляю обобщение опыта, который был озвучен на методическом объединении и педагогическом совете учреждения по месту работы.

Описание технологии опыта

  1. Определение ведущей идеи опыта

Идея опыта по совершенствованию организации трудовой деятельности воспитанников в условиях социального приюта заключается в рамках исследовательски-практической ориентации и направлена на повышение результативности в трудовом воспитании детей и подростков путем привития и дальнейшего развития трудовых умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни, посредствам их включения в различные виды трудовой деятельности, используя технологии воспитательного процесса.

  1. Описание сути опыта

Исходя из ведущей идеи, суть опыта заключается в системности работы с первых дней поступления детей и подростков в учреждение социального приюта, которой больше свойственны исследовательские методы работы, такие как, эмпирические (практические). Характерными приемами этого метода являются сбор и накопление данных о воспитаннике путем наблюдения, беседы, анкетирования, интервьюирования, тестирования; сравнение, анализ, обобщение результатов и применения  полученной информации в дальнейшем построении воспитательного процесса.

Для достижения поставленных целей и задач использовала следующие воспитательные технологии:

Гуманно-личностная технология воспитания Ш.А.Амонашвили.

Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:

-способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке  благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

- развитие и становление познавательных сил ребенка;

- идеал воспитания – самовоспитание.

(Применяю при организации дежурства в классе, спальнях, игровых, столовой, а также при проведении занятий кружка «Творческая мастерская» во время текущего индивидуального инструктажа)

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Групповую проблемную работу можно отнести к ситуативной технологии воспитания – они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами.

(Использую при необходимости принятия срочного (экстренного) решения, например при распределении обязанностей между воспитанниками во время акций «Не ленись – потрудись!», «Трудовой десант», «Мастерская добрых дел», «Книжкина больничка»)

Технология сотрудничества – ориентирована на переход от педагогики требования к педагогике отношений и гуманно-личностному подходу к ребёнку.

(Удачно применяется, так же, в различных трудовых акциях, и при освоении ручного труда и самообслуживания)

Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.

Идеи и принципы:

- в воспитании нет главного и второстепенного;

- воспитание – это, прежде всего человековедение;

- эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе, красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;

- принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;

- приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

(Использую при проведении занятий кружка, в воспитательных мероприятиях трудовой направленности «Я повар-кондитер», «А, ну-ку, девочки!» и др., при разработке цветочного оформления клумб на прилегающей территории)

Технология «Создание ситуации успеха»

Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что в любом возрасте, важна психологическая атмосфера, в которой находится личность. Воспитателям нужно поощрить даже небольшой успех воспитанника (хотя бы добрым словом), его личные достижения при выполнении какого-либо задания, упражнения, работы. [10]

(Активно применяю и использую во всех структурных и режимных моментах воспитательного процесса, хозяйственно-бытовой деятельности, при самообслуживании и других ситуациях)

Сущность опыта заключается в решении актуальных вопросов при организации трудовой деятельности воспитанников в условиях социального приюта. Начиная с адаптационного периода, вновь прибывшему воспитаннику приходится подстраиваться к не обычным для себя требованиям: режим, правила внутреннего распорядка. О трудовой дисциплине и часе труда он тоже узнает с первых дней. Реакция бывает разная и не всегда положительная. Через беседы «Величие человека в труде», «Труд облагораживает человека» и пр. объясняется, что трудовая деятельность человека охватывает всю жизнь – это и самообслуживание, и хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, рассказывается о дисциплине в любой работе, профессии. Путем вовлечения в коллектив, планомерной и методичной проработке трудовых умений по самообслуживанию, в том числе и культурно-гигиеническим навыкам, ручному труду, которые реализуются через использование инструкций, памяток и путем многократного повторения, удается привить и приобщить воспитанников к активному систематическому участию в трудовой деятельности, сообразно их возможностям и потребностям общества [Приложение 1]. Через привитие трудовых навыков, приобщение к общественно-полезной деятельности, вовлечение в кружковую работу, развиваются: мыслительные способности,  умение анализировать ситуации, проявляется трудолюбие, чувство уважения к своему труду, труду членов коллектива, работников учреждения и окружающих людей, находчивость, творческое мышление.

При появлении позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни, воспитанники уже могут интегрировать и синтезировать информацию; ставить и решать вопросы  используя активный диалог, как средство познания мира (Совместная работа с воспитанниками по проектированию озеленения территории приюта). Впоследствии, появляются потребности в творческом труде и стремление реализовывать свои знания в решении практических и поисковых задач, через творческие и исследовательские задания; организации совместной мыслительной деятельности, путем постановки проблемных вопросов (Совместная с воспитанниками разработка логотипа нашего учреждения, создание костюмов к новогоднему представлению, изготовление поделок и сувениров). [Приложение 2] В организации учебно-поисковой и исследовательской деятельности,  при выполнении буклета «Куклы обереги» и подготовке кратких сообщений о куклах скрутках к занятию «Творческая гостиная «Умелые руки не знают скуки»» [Приложение 3].

В опыте уделяется большое внимание развитию у воспитанников познавательных интересов и творческих способностей путем вовлечения их в активную жизнедеятельность в стенах приюта, что позволяет развивать, на ряду, с трудовыми умениями и навыками, разносторонние способности. Им приходится выпускать стенгазеты, изготовлять поделки, оформлять актовый зал, разучивать песни и стихи, выступать в качестве ведущих, участников и т.д. При этом воспитывается требовательность к себе, другим и ответственность, дисциплинированность, готовность помочь товарищам, желание проявлять инициативу. Кроме того, развиваются организаторские и коммуникативные способности.

Принципы формирования трудового сознания и трудовой активности:

1. Воспитанник  должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу учреждения (работа на участке, ремонт учебных пособий, благоустройство и озеленение двора).

2. Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Воспитанник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить детей с общественным назначением цели его труда, показать ребенку кому нужен его труд. Но если дети не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они будут работать  по принуждению, неохотно.

3. Труд должен быть коллективным. Коллективный труд – это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность детям приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.

4. Труд воспитанника  должен быть инициативным и творческим. Желательно, чтобы он предоставлял детям возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью будут заниматься  им дети.

5. Необходимо требовать от воспитанников не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.

Если все указанные условия  соблюдаются,  труд для детей становится  весьма привлекательной деятельностью, вызывает у них чувство морального удовлетворения. В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения,  формируются такие качества личности, которые являются составляющими в трудовой активности: дисциплинированность, трудовая направленность, находчивость, инициативность, целеустремленность, общительность и т.д.

  1. Результативность и эффективность опыта
  2.  
  3. Для успешного применения опыта необходимо систематически использовать различные методы и приемы для повышения трудовой активности, созданию устойчивой мотивации, сохранению позитивной установки по отношению к труду со стороны воспитанников.
  4. Работа содействует развитию трудовых умений и навыков, потребности в творческом труде и стремлении реализовать свои знания на практике как физического, так и умственного труда
  5. За счет систематичности, последовательности, четкости требований, преемственности, наглядного примера, целенаправленная работа дала положительные результаты. Опыт можно назвать результативным  и эффективным, что подтверждается в сводной диаграмме, анализа  «Критериев обследования  трудовых навыков у воспитанников» при поступлении в учреждение, в процессе пребывания в приюте и перед выбытием из него [Приложение 4]

Заключение

Труд является одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребёнок отвлечён от труда.

Труд выполняет воспитательную функцию при условии, что он посилен, а результаты труда имеют общественную или личную пользу. В процессе труда решаются проблемы общения, сотрудничества, обучения.

Сколько бы ни учили подрастающее поколение, читать, писать, быть умными, всесторонне развитыми,  не занимались бы социализацией ребёнка, нельзя забывать про трудовое воспитание, которое должно быть одним из приоритетных направлений учреждений образования и подход к нему должен быть  серьёзным и интересным.

Литература

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. Опубликован в официальном периодическом печатном издании «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2/1795 от 17.01.2011. Кодекс РБ об образовании. Минск: К 57 РИВШ, 2011. – 352 с.
  2. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг. Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 февраля №9. // Нац. правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: / www.pravo.by.
  3. Воспитательная деятельность педагога:  учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова;  под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336с.
  4. Амоношвили, Ш. А. Школа жизни. Тракт о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогике / Ш. А. Амоношвили. – Донецк: Артемовский Центр Гуманной педагогики, 2013. – 110с.
  5. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Пособие для сдачи экзамена. – М.: Юрайт-Издат,2005. – 239 с. – (Хочу все сдать!)
  6. Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия / Ред.-сост. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 560 с.
  7. Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика учебное пособие / И. Ю. Исаева. – Москва: Флинта, 2010. – 27с.
  8. Яворская, Л.М. Трудовое обучение в школе: пособие для учителей, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с бел. и рус. яз. обучения, с 12-летним сроком обучения / Л.М. Яворская, Н.И. Шульга. – Мн.: Адукацыя і выхаванне,2005. – 180 с.
  9.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Труд
  10. http://stezhynky.ucoz.ru/load/vchitelski_stezhini/metodichna_skarbnichka/vospitatelnye_tekhnologii_i_formy_vospitatelnykh_meroprijatij/3-1-0-155
  11. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=11799

 

 

 

Приложения

Приложение 1

ПАМЯТКА САМООБСЛУЖИВАНИЯ

В ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОМ И РУЧНОМ ТРУДЕ

 

 

Режимные моменты

Трудовые действия

Подъем

  • застелить кровать
  • навести порядок в прикроватной тумбочке
  • аккуратно сложить вещи в шкафу

Зарядка

  • расставить на места используемый при выполнении упражнений спортивный инвентарь

Утренние гигиенические процедуры

  • помыть стаканчик и зубную щетку, поставить на место
  • повешать полотенце, согласно маркировки

Прием пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин)

  • очистить тарелку от остатков пищи, сдать в моечную
  • оказать помощь в виде помывке кружки после второго ужина

Сбор в школу/приход со школы, прогулка, а также при организованном выходе за территорию приюта

  • бережно относиться к имуществу приюта (мебель, инвентарь, одежда, обувь и пр.)
  • верхнюю одежду аккуратно вешать в шкаф
  • уличную обувь/тапки хранить в специальных промаркированных ячейках
  • закрывать дверцы шкафа с верхней одеждой и обувью после каждого использования
  • переодеваться по возвращению из школы/с мероприятия. Использовать одежду и обувь по назначению: школьная – домашняя, зимняя –  демисезонная – летняя и т.д., т.п.

Образовательный процесс в группе дошкольников

  • уборка игрушек по местам
  • наведение порядка на рабочем месте после занятия
  • наведение порядка в спортзале после физкультурного занятия

Тихий час

  • расстелить кровать
  • аккуратно сложить покрывало и одежду на тумбочку
  • по окончанию тихого часа застелить кровать
  • проверить порядок в прикроватной тумбочке
 

Режимные моменты

Трудовые действия

Самоподготовка

  • соблюдать порядок на письменном столе во время подготовки домашнего задания
  • собрать портфель к следующему учебному дню
  • аккуратно сложить в полках стола школьные принадлежности

Воспитательное мероприятие

  • оказывать помощь воспитателю в подготовке к занятию и после (разложить/собрать наглядность, макеты, инвентарь и пр.)
  • принимать активное участие в мероприятии (разучивание стихов, песен, сценок, изготавливать поделки, вовлекаться в иную деятельность в рамках занятия и пр.)

Трудовой час

  • оказывать помощь по уборке территории, озеленению, прополке, уборке помещений (протереть пыль с мебели, подоконников, батарей, книг, комнатных растений), преимущественно во второй половине дня в субботу или первой половине дня в воскресенье.
  •  летом трудовой час на прилегающей территории приюта ежедневно

Подготовка к отбою

  • расстелить кровать, аккуратно сложить покрывало
  • помыть ноги, постирать носки и повешать на просушку
  • произвести гигиену полости рта; помыть стаканчик, зубную щетку и поставить их на место
  • повешать полотенца для лица и ног, согласно маркировки
  • удалить лишнюю влагу с раковин и пола

 

 

 

 

На протяжении дня, дежурные (согласно графика: по спальням, классу, игровым и санузлам, столовой):

  • следят за соблюдением и выполнением трудовой дисциплины,
  •  оказывают помощь и контроль,
  •  сообщают о выполнении поручений воспитателю
 

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

Методы и приемы

Действия воспитателя

Показ и объяснение

Используется в основном при введении нового трудового действия, нового оборудования, вида труда, новому ребенку. Объяснение может быть без прямого показа, в виде инструкции, может быть частичным, поэтапным. Вводятся косвенные напоминания

Упражнения

Через упражнения дети научаются делать что-либо аккуратнее, быстрее

Положительный пример

Дети подражают воспитателям, родителям, старшим детям. Они для них образец

Обсуждение процесса и  результата труда

В конце труда полезно обсудить качество выполненной работы. Воспитатель вовлекает детей в диалог, через повторение инструкции

Контроль

Используется как открытый, так и скрытый контроль. Необходимо учить детей самоконтролю. Открытый контроль необходим систематически, особенно на первых стадиях обучения трудовым действиям

Оценка

В первые дни (недели) используется положительная оценка в виде одобрения, похвалы, поощрения. Показать, за что хвалим. Рекомендуется оценка авансом. Впоследствии, используются все виды оценок: положительная, отрицательная, в виде замечания, порицания, осуждения. Оценивается качество, ловкость, быстрота, самостоятельность, проявление творчества. Используется оценка товарищей и самооценка.

Использование иллюстраций, картинок, фото, схем (кружковая работа, мероприятия и пр.)

При рассматривании уточняется последовательность действий, оценивается их правильность

Использование худ. произведений

Пословицы, поговорки, рассказы, сказки, загадки, стихотворения

Индивидуальный подход

К каждому ребенку по мере необходимости, когда требуется помощь

 

 

 

Приложение 2

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Творческая гостиная «Умелые руки не знают скуки»

Тема:     «Изготовление куклы из лоскутков ткани. Кукла-скрутка»

Цели: развивать творческое воображение, расширить знания, по народному декоративно-прикладному творчеству; воспитывать любовь к народному творчеству, приобщить к традициям и обрядам семейного цикла

Форма проведения: практическое занятие

Место проведения: учебный класс

МТО: выставка работ воспитанников, выставка литературы по ДПИ, музыкальный центр, музыкальное сопровождение, инструкционно-технологические карты, ткань, нитки, кожницы, линейка, мел, синтепон,  картонные цветные звездочки с цифрой от 1 до 7 с одной стороны и буквами м,о,л,о,д,ц,ы с другой

План занятия

  1. Организационный момент
    1. Проверка готовности воспитанников
    2. Сообщение темы и целей занятия
  2. Мотивация
    1. Историческая справка
    1.  Кукла – игрушка, оберег

Выступления воспитанников

(за каждое выступление – звездочка)

  1. Практическая работа
  1. Материалы и инструменты

Для изготовления куклы-скрутки нам потребуются следующие материалы: лоскутки ткани, ножницы, нитки, линейка, мел

 

  1. Инструкция безопасности труда при работе с инструментами для ручных работ

 

  1. Выполнение куклы-скрутки (см. ИТК)

Воспитатель демонстрирует, опираясь на ИТК, приемы изготовления куклы-скрутки, следит за соблюдением технологической последовательности, за качеством работы, соблюдением безопасных приемов труда

  1. Физкультминутка

(Сидя за столом)

Руки за спинку, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят.

Головки опустим – на парты глядим.

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами повертим, поищем ее

И вот за работу беремся еще.

 

  1. Рефлексия

Скажите, понравилась ли вам наша творческая гостиная?

А понравилось ли вам выполнять куклу-скрутку? Если да, то завяжите кукле яркую косынку, а нет – однотонную

По окончании занятия участники творческой гостиной выходят на середину зала в цифровой последовательности полученных звездочек и переворачивают эти  звездочки буквами вперед.

 

         ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Изготовление куклы-скрутки

 

Операция

Изображение

Последовательность обработки

1

2

3

Заготовка деталей

 

 

 

Квадраты: 20×20 см – 1 шт.

15×15 см – 2 шт.

5×5 см – 2 шт.

8×5 см – 1 шт.

 

Заготовка верхней части туловища

 

 

В центр квадратов 5×5 см  положить синтепон и перевязать ниткой

Заготовка головы

 

   

В центр квадрата 20×20 см  положить синтепон и перевязать ниткой

Заготовка рук

  

 

 

Заложить угол квадрата на 3 см к центру, затем сложить «самолетиком» и полученные уголочки перевязать ниткой

Сборка деталей куклы-скрутки

    

  

  1. В месте перевязки головы подвязать руки
  2. Поверх рук близко к голове подвязать верхние части туловища
  3. Обернуть куклу юбкой и обвязать ниткой

Окончательное оформление куклы

 

На голову завязать косынку

 

 

 

 

Приложение 4

Критерии обследования  трудовых навыков у воспитанников приюта (Образец)

Имя, фамилия воспитанника__________________________________________________________________

Возраст  воспитанника_______________________________________________________________________

Ознакомленность с трудом взрослых

Б

Навыки самообслуживания

Б

Трудовые умения

Б

Отношение к труду

Б

Результативность труда

Б

Общение со сверстниками

Б

Воспитанник  имеет четкие представления о разнообразии профессий

 

Воспитанник  проявляет полную самостоятельность в самообслуживании

 

Воспитанник  знает обязанности дежурного  и выполняет дежурства по столовой, классу, игровым с санузлом, спальням

 

Ярко выражено стремление воспитанника к самостоятельности

 

Труд  воспитанника результативен

 

Воспитанник  инициативен в оказании помощи товарищам

 

Имеет отчетливые представления о современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека, об их роли

 

Знает и выполняет требования гигиены

 

Умеет оказывать необходимую хозяйственную помощь

 

Воспитанник  устойчиво проявляет трудолюбие

 

Воспитанник  оценивает результат своего труда

 

Учит других тому, что умеет сам

 

Умеет строить модель трудового процесса конкретной профессии

 

 

 

Планирует и поэтапно осуществляет  трудовой процесс

 

Стремится стать умелым

 

Стремится к хорошему результату

 

Способен к деловому сотрудничеству

 

Имеет общие представления о работе близких людей

 

 

 

Владеет способами творческого труда

 

Посильный повседневный труд стал для воспитанника привычкой

 

 

 

Владеет организаторскими способностями

 

Понимает материальную ценность труда для людей

 

 

 

Владеет основами культуры труда (экономит  материал, бережет инструменты и т.п.)

 

Уважительно относится к результатам труда других людей

 

 

 

Культурен в общении со сверстниками

 

 

 

 

 

Владеет некоторыми приемами  рукоделия

 

Использует имеющиеся умения для освоения новых трудовых процессов

 

 

 

Ощущает радость от процесса совместного или коллективного труда

 

 

 

 

 

Поддерживает порядок на участке и в группе

 

испытывает чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела, реализации  трудового замысла

 

 

 

Объективно оценивает действия сверстников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Радуется результатам общего труда

 

 

 

2 балла – имеет отчетливое и устойчивое представление, связанное с трудовой деятельностью и применяет их

1 балл – имеет представление, связанное с трудовой деятельностью, но применяет частично, от случая к случаю

0 баллов – не имеет или имеет незначительные представления,  связанные с трудовой деятельностью и не применяет их

 

Сравнительная диаграмма критериев обследования трудовых навыков у воспитанников приюта в адаптационный и начальный период (1,2 месяц), в процессе пребывания в приюте (3,4 месяц) и перед выбытием из него(5,6 месяц)

По результатам диаграммы можно сделать вывод, что благодаря систематичности и системности, организации разнообразного по содержанию труда воспитанников, к окончанию периода их пребывания в приюте у них вырабатывается устойчивый навык к самообслуживанию и трудовой дисциплине, умение работать в коллективе и ценить труд окружающих людей.

 

 

 

 
свернуть