В помощь воспитателю

Материалы для сдачи квалификационного экзамена

ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

при прохождении аттестации педагогического работника
на присвоение высшей квалификационной категории

направление деятельности — воспитатель учреждений общего среднего образования, социально-педагогических учреждений

 

 

Нормативные правовые акты, регламентирующие педагогическую деятельность, организацию образовательного процесса

 

Основы государственной политики в сфере образования. Государственные гарантии в сфере образования. Основные термины, применяемые в Кодексе Республики Беларусь об образовании, и их определения. Требования, предъявляемые к педагогическим работникам. Права и обязанности педагогических работников. Система образования в Республике Беларусь. Основное, дополнительное, специальное образование. Формы получения образования.

Кодекс Республики Беларусь об образовании, Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы о воспитании в системе образования. Правовой статус ребенка, обеспечение его физического, нравственного и духовного развития в соответствии с Законом Республики Беларусь «О правах ребёнка».

Организация внеучебной общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся в соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, инструктивно-методическими документами Министерства образования Республики Беларусь.

Обеспечение взаимодействия школы, семьи, иных институтов воспитания и социализации на основе положения о родительском комитете учреждения общего среднего образования, положения о попечительском совете учреждения образования, положения о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся.

Правовой статус ребенка, обеспечение его физического, нравственного и духовного развития в соответствии с Законом Республики Беларусь «О правах ребенка». Совершенствование в воспитательной работе, системы мер по профилактике  и коррекции социально  опасного положения несовершеннолетнего  на  основе  реализации  положений Закона  Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Декрета Президента  Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы. 

 

Список источников

 

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 20 11 г., № 13, 2/1795.
  2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: с изм. и доп. текста статей Кодекса в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 07.01.2012 г. № 342-З. – Минск: Амалфея, 2012.
  3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82. // Нац. правовой интернет-порталРесп. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by.
  4. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь. Утверждена Приказом Министра образования Республики Беларусь от 22 июля 2015 г. № 608. // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by.
  5. Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка»: в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 08.07.2008 № 365-З // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http  : / www.pravo.by.
  6. Закон Республики Беларусь от  31.05.2003 № 200-3 «Об основах системы     профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 26.05.2012 № 376-З // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: / www /pravo.by.
  7. Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О   дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by. 
  8. Декрет Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by.
  9. Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной  защите: утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2006 № 1728 // Нац. правовой интернет-порталРесп. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by. 
  10. Положение о совете учреждения образования по профилактике  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: утверждено постановлением      Министерства образования Республики Беларусь 16.02.2009 № 6 // Нац. правовой интернет-порталРесп. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by.
  11. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы. Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 9. // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by. 
  12. Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей,  находящихся в социально опасном положении: утверждена приказом Министерства образования Республики Беларусь от 25.04.2011 №  336 // Нац. правовой интернет-порталРесп. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : /www.pravo.by.
  13. Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы. Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14 марта 2016 г. № 200 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by. 

 

Современная теория и методика обучения и воспитания

 

Содержание образования и его компоненты. Деятельностный и личностно  ориентированный подход в образовании. Структура учебной деятельности. Формы организации познавательной деятельности учащихся. Технологии образовательного процесса. Классификация образовательных технологий. Современные средства обучения. Организация образовательного процесса. Контроль и оценка результатов учебной деятельности учащихся. Целеполагание и целепринятие в образовательном процессе.

Цель и задачи воспитания. Основные требования к воспитанию. Основные составляющие воспитания. Гуманистический подход к воспитанию; субъект-субъектное взаимодействие в процессе воспитания. Детский коллектив как субъект воспитательного взаимодействия. Организация воспитательного процесса. Средства и методы воспитания. Формы организации      воспитательного процесса. Планирование воспитательной работы.

 

Список рекомендуемой литературы 

 

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании // Национальный реестр правовых актов Республики  Беларусь, 20 11 г., № 13, 2/1795.
  2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82. // Нац. правовой интернет-порталРесп. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by.
  3. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы. Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 9. // Нац. правовой интернет-порталРесп. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www. pravo.by.
  4. Азбука этических ценностей: пособие для педагогов учреждений общ.сред. образования / В. Т. Кабуш [и др.]; под ред. В. Т. Кабуша. – Минск: Нац. ин-т образования. 2013. – 192 с.
  5. Воспитательная деятельность педагога : учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений / И. А.Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова; под общ. ред.Сластенина и И. А. Колесниковой. — 3-е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2007. — 336 с.
  6. Жук, О. Л. Педагогика / О. Л. Жук. — Минск: БГУ, 2003. — 420 с. 
  7. Кабуш, В. Т. Воспитать человека: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В. Т. Кабуш, Т. В. Плахова, А. В. Трацевская. — Минск: Зорны Верасок, 2015. — 160 с.
  8. Кабуш, В. Т. Гуманистическая воспитательная система : теория и практика. — Минск :Акад.последиплом. образования, 2001. — 332 с.
  9. Кабуш, В. Т., Трацевская А.В. Демократизация и гуманизация воспитательного процесса : учеб.-метод. пособие / В. Т.Кабуш, А. В.Трацевская ; ГУО «Акад. последиплом. образования». —Минск : АПО, 2015. —236 с.
  10. Кабуш, В. Т. Самоуправление учащихся : учеб. пособие / В. Т. Кабуш ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – 4-е изд. – Минск : АПО, 2005. – 187 с.
  11. Катович, Н. К. Модели воспитания школьников: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов, воспитателей / Н. К. Катович. — Минск :НМЦентр, 2000. — 120 с.
  12. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Пед. об-во России, 2009. 
  13. Подласый, И. П. Педагогика: в 3 т. / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. центр «ВЛАДОС», 2007.
  14. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2009. — 512 с. 

Хуторской, А. В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. — СПб.: ПИТЕР, 2001. — 544 с. 

 

Теория и содержание преподаваемого предмета

(реализуемого направления педагогической деятельности)

 

Система информационно-идеологической и воспитательной работы в учреждении образования. Основные составляющие (направления) воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Открытое воспитательное пространство учреждения образования. Особенности воспитания в открытом воспитательном пространстве.

Особенности личности учащегося как субъекта воспитательного взаимодействия (возрастные и социокультурные), специфика воспитательного взаимодействия на различных этапах возрастного становления личности. Процессы социализации и социального воспитания: факторы, механизмы и институты.

Идеологическое воспитание: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности. Гражданское и патриотическое воспитание: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности. Духовно-нравственное воспитание: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности. Поликультурное воспитание: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности. Экономическое воспитание: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности. Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности. Экологическое воспитание: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности. Трудовое и профессиональное воспитание: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности. Воспитание психологической культуры, потребности в развитии и саморазвитии личности: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности. Семейное и гендерное воспитание: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности. Эстетическое воспитание цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности. Воспитание культуры быта и досуга: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности.

Детский и молодежный коллектив как субъект и объект воспитательной деятельности. Основные характеристики (признаки) детского и молодежного коллектива. Этапы становления (законы движения) коллектива. Лидерство в детских и молодежных коллективах.

Внеучебная деятельность обучающихся как фактор их социального воспитания и социализации. Досуг: культурное содержание, формы и методы организации. Организация досуга и занятости обучающихся в свободное время как условие их социального становления и развития. Организация воспитательной работы в шестой школьный день.

Воспитательное взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями, органами ученического самоуправления.

Участие обучающихся и воспитанников в объединениях по интересам как форма организации их досуга и занятости.

           Особенности профессионального взаимодействия воспитателя учреждения общего среднего образования, социально-педагогического учреждения.

Понятие и составляющие психологической культуры воспитателя.

 

Список рекомендуемой литературы

 

  1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82.
  2. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы. Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 9.
  3. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
  4. Жук, О. Л. Педагогика/О. Л. Жук. – Минск : БГУ, 2003. – 420 с.
  5. Закаблуковский, Б. Г. Объединения младших школьников: пособие для педагогов и воспитателей / Б. Г. Закаблуковский. – Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2004. – 180 с.
  6. Кабуш, В. Т., Трацевская А. В. Демократизация и гуманизация воспитательного процесса : учеб.-метод. пособие / В. Т. Кабуш, А. В. Трацевская ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2015. – 236.
  7. Кабуш, В. Т. Самоуправление учащихся : учеб. пособие / В. Т. Кабуш ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – 4-е изд. – Минск : АПО, 2005. – 187 с.
  8. Катович, Н. К. Модели воспитания школьников : пособие для руководителей учреждений образования, педагогов, воспитателей / К. Катович. – Минск : НМЦентр, 2000. – 120 с.
  9. Минова, М. Е. Взаимодействие учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений по выявлению лидеров и работе с ними : учеб.-метод. пособие / М. Е. Минова, Г. Ф. Бедулина. – Минск : АПО, 2013. – 296 с.
  10. Минова, М. Е. Педагогика детского и молодежного движения: учеб.-метод. пособие / М. Е. Минова. – Минск : АПО, 2013. – 334 с.
  11. Минова М. Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях / М. Е. Минова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 152 с.
  12. Ученическое самоуправление в учреждениях образования : практ. пособие / сост. Г. В. Фимина, А. С. Чернявская, М. М. Чернявский. – Минск : Пачаткавая школа, 2008. – 88 с.

 

Современные технологии, методы, приемы, средства образовательной деятельности по преподаваемому предмету (направлению педагогической деятельности), психологической помощи, коррекционной работы

 

Специфика технологического воздействия в воспитательной работе, его ограничения, критерии технологичности, структура технологии воспитательной работы. Использование активных и интерактивных технологий в работе с различными группами воспитанников. Игровые технологии в воспитании. Технологии коллективной творческой деятельности.

Понятие и сущность метода воспитания, содержание и типология методов. Этическое регулирование процесса воспитательной работы: гуманистические ценности, принципы, нормы, профессиональная этика воспитательного взаимодействия.

Методы воспитательной работы: понятие метода воспитательной работы, типология методов.

Педагогическая диагностика в воспитательной работе: цели, задачи, функции, методы и приемы. Диагностика эффективности воспитательного взаимодействия.

Основные методы коррекции поведения учащихся и воспитанников: общая характеристика и типология. Коррекция условий социализации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении. Методы коррекции девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних. Коррекция условий семейного воспитания несовершеннолетнего.

Педагогическая реабилитация в воспитательной работе: сущность и методы. Реабилитация несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (учащихся школ-интернатов, воспитанников детских социальных приютов, детских домов).

Роль воспитателя в реабилитации в условиях инклюзивного образования. Воспитательная работа по поддержке ребенка с особенностями психофизического развития (ОПФР) и семьи с ребенком с ОПФР: участие педагога-организатора в системе социальной адаптации ребенка с ОПФР. Особенности воспитательной работы с детьми с ОПФР в условиях инклюзивного образования.

Профилактика в системе воспитательной работы. Правовое воспитание и профилактика правонарушений несовершеннолетних в учреждении образования. Педагогическая профилактика в сфере здорового образа жизни.

Моделирование, проектирование, прогнозирование воспитательной работе: цели, принципы, методы, типы и социальная значимость проектов в воспитательной работе. 

           Информационные технологии в воспитательной работе.

 

Список рекомендуемой литературы

 

  1. Бедулина, Г. Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб.-метод. пособие / Г. Ф. Бедулина; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск: АПО, 2009. — 153 с.
  2. Бедулина Г.Ф. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков: пособие для педагогов учреждений общ. среднего образования / Г.Ф. Бедулина. —Минск : Нац. ин-т образования, 2013. —192 с.
  3. Закаблуковский, Б. Г. Объединения младших школьников: пособие для педагогов и воспитателей / Б. Г. Закаблуковский. – Минск : Изд-во «Четыре четверти», 2004. – 180 с.
  4. Залыгина, Н. А. Социально-педагогическое сопровождение выпускников детских интернатных учреждений : учеб. - метод. пособие / отв. Н. А. Залыгина, А. П. Лаврович ; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск : АПО, 2011. — 232 с.
  5. Катович, Н. К. Модели воспитания школьников : пособие для руководителей учреждений образования, педагогов, воспитателей / Н. К. Катович. – Минск : НМЦентр, 2000. – 120 с.
  6. Кацубо, С. П. Молодежь и закон : пособие для учителей, социальных педагогов, классных руководителей, воспитателей / С. П. Кацубо. – Минск : Экоперспектива, 2005. – 296 с.
  7. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. – Минск : Белорусский верасень, 2005. – 196 с.
  8. Коноплева, А. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития / А. Н. Коноплева, Т. Д. Лещинская. – Минск : НИО, 2003. – 232 с.
  9. Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Максимов. — М. : Изд. центр«Академия», 2002.
  10. Мартынова, В. В. Мониторинг положения детей в замещающих семьях / В. В. Матрынова, В. А. Маглыш. — Минск :Пачатк. шк., 2008.
  11. Методические рекомендации «Организация воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня» // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2004. – №22.
  12. Методические рекомендации «Актуальные направления совершенствования организации шестого школьного дня в сельской местности» // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2007. – №21.
  13. Методические рекомендации «Организация работы с младшими школьниками-октябрятами» // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2007. – №21.
  14. Методические рекомендации по созданию в учреждениях образования информационно-компьютерной воспитательной среды // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2009. – №18. – С. 47–49.
  15. Минова, М. Е. Взаимодействие учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений по выявлению лидеров и работе с ними : учеб.-метод. пособие / М. Е. Минова, Г. Ф. Бедулина ; ГУО «Академ. Последиплом. образования». – Минск : АПО, 2013. – 296 с.
  16. Минова, М. Е. Методика формирования нравственных ценностных ориентаций членов детских общественных объединений / М. Е. Минова // Выхаванне і дададковая адукацыя. – 2015. – №10. – С. 40–45.
  17. Минова, М. Е. Педагогика детского и молодежного движения : учеб.-метод. пособие / М. Е. Минова. – Минск : АПО, 2013. – 334 с.
  18. Минова М. Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях / М. Е. Минова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 152 с.
  19. Минова, М. Е., Михалевич, Е. Ф. Подготовка волонтеров к реализации подхода «Равный обучает равного» в учреждении образования: учеб.-метод. пособие / М. Е. Минова, Е. Ф. Михалевич; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2015. – 198 с.
  20. Никончук, А. С. Методические основы социально-педагогической работы : учебное пособие / А. С. Никончук ; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск : АПО, 2012. — 320 с.
  21. Педагогическая диагностика в школе / под ред. А. И. Кочетова. — Минск: Беларусь, 2003. —162 с.
  22. Поляков, С. Д. Технология воспитания / С. Д. Поляков. — М. :Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. — 143 с.
  23. Пупцев, А. Е. Информационная культура педагога в условиях перехода к информационному обществу / А. Е. Пупцев // Зб. навук. прац Акад. паслядыплом. адукацыі. —2008. — Выпуск 4. — С. 217—228.
  24. Пособие «Модули волонтеров равного обучения для проведения занятий со сверстниками» / разраб. М. Е. Минова, Е. Ф. Михалевич, Т. А. Працкевич ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2015. – 104 с.
  25. Рожков, М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах : учеб.-метод. пособие / М. И. Рожков. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 160 с.
  26. Ромашкова, Е. И. Картотека форм воспитательной работы творческой направленности / Е. И. Ромашкова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
  27. Самоуправление в школе / сост. В. В. Вавуло [и др.]. – Минск : Красико-Принт, 2002. – 128 с.
  28. Организация условий воспитания, защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении : учеб.-метод. пособие / Н. А. Залыгина, Е. А. Осипова, О.С. Рыжова [и др.]; под ред. канд. социол. наук Н.А. Залыгина; ГУО «АПО».— Минск : АПО, 2014. — 142 с.
  29. Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2004. – №8. – С.35–48.
  30. Рекомендации о порядке организации и проведении дискотек и других молодежных культурно-досуговых мероприятий // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2003. – №10. – С.63–65.
  31. Робберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие / И. В. Робберт. — М.: «Дрофа», 2007. 
  32. Селевко, Г. К. Воспитательные технологии / Г. К.Селевко. — М. : НИИ школьных технологий. — 2006. — 320 с.
  33. Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко, А. Г.  елевко. — М. : Нар.образование: Шк. технологии. 2002. — 176 с.
  34. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. // [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf. Дата доступа 01.02.2013.
  35. Трацевская, А. В. Гуманистическое воспитание младших школьников в игровой деятельности : учеб.пособие / А. В. Трацевская. — Минск : Акад. последиплом. образования, 2004. —72 с.
  36. Ученическое самоуправление в учреждениях образования : практ. пособие / сост. Г. В. Фимина, А. С. Чернявская, М. М. Чернявский. – Минск : Пачаткавая школа, 2008. – 88 с.
  37. Шмаков, С. А. Дети на отдыхе : прикл. энцикл. : учителю, воспитателю, вожатому / С. А. Шмаков. – 2-е изд. – М., 2001. – 175 с.
  38. Шмаков, С. А. Игры учащихся – феномен культуры / С. А. Шмаков. – М. : Новая школа, 1994. – 240 с.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ
БИЛЕТА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

ИзображениеПО ДОЛЖНОСТИ «ВОСПИТАТЕЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ» (ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ)

  1. Цель и задачи воспитания. Основные требования к воспитанию в учреждениях образования.
  2. Гуманистический подход к воспитанию; субъект-субъектное взаимодействие в процессе воспитания.
  3. Средства и методы воспитания.
  4. Формы организации   воспитательного процесса.
  5. Планирование воспитательной работы в учреждении образования.
  6. Система информационно-идеологической и воспитательной работы в учреждении образования.
  7. Основные составляющие (направления) воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
  8. Открытое воспитательное пространство учреждения образования. Особенности воспитания в открытом воспитательном пространстве.
  9. Особенности личности учащегося как субъекта воспитательного взаимодействия (возрастные и социокультурные)
  10. Специфика воспитательного взаимодействия на различных этапах возрастного становления личности.
  11. Процессы социализации и социального воспитания: факторы, механизмы и институты.
  12. Идеологическое воспитание: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности.
  13. Гражданское и патриотическое воспитание: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности.
  14. Духовно-нравственное воспитание: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности.
  15. Поликультурное воспитание: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности.
  16. Экономическое воспитание: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности.
  17. Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности.
  18. Экологическое воспитание: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности.
  19. Трудовое и профессиональное воспитание: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности.
  20. Воспитание психологической культуры, потребности в развитии и саморазвитии личности: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности.
  21. Семейное и гендерное воспитание: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности.
  22. Эстетическое воспитание цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности.
  23. Воспитание культуры быта и досуга: цель, задачи, условия, особенности на различных возрастных этапах развития личности.
  24. Детский и молодежный коллектив как субъект и объект воспитательной деятельности.
  25. Лидерство в детских и молодежных коллективах.
  26. Внеучебная деятельность обучающихся как фактор их социального воспитания и социализации.
  27. Досуг: культурное содержание, формы и методы организации.
  28. Организация досуга и занятости обучающихся в свободное время как условие их социального становления и развития.
  29. Организация воспитательной работы в шестой школьный день.
  30. Воспитательное взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями, органами ученического самоуправления.
  31. Особенности профессионального взаимодействия воспитателя учреждения общего среднего образования, социально-педагогического учреждения.
  32. Понятие и составляющие психологической культуры воспитателя.
  33. Использование активных и интерактивных технологий в работе с различными группами воспитанников.
  34. Игровые технологии в воспитании.
  35. Технологии коллективной творческой деятельности.
  36. Понятие и сущность метода воспитания, содержание и типология методов.
  37. Этическое регулирование процесса воспитательной работы: гуманистические ценности, принципы, нормы, профессиональная этика воспитательного взаимодействия.
  38. Методы воспитательной работы: понятие метода воспитательной работы, типология методов.
  39. Педагогическая диагностика в воспитательной работе: цели, задачи, функции, методы и приемы.
  40. Основные методы коррекции поведения учащихся: общая характеристика и типология.
  41. Методы коррекции девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних в воспитательной работе.
  42. Коррекция условий семейного воспитания несовершеннолетнего.
  43. Педагогическая реабилитация в воспитательной работе: сущность и методы.
  44. Воспитательная работа по поддержке ребенка с особенностями психофизического развития (ОПФР) и семьи с ребенком с ОПФР. Особенности воспитательной работы в условиях инклюзивного образования.
  45. Педагогическая профилактика в сфере здорового образа жизни в воспитательной работе с учащимися и родителями.
  46. Информационные технологии в воспитательной работе.
свернуть