Территория безопасного детства

Каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь и здоровье, а также на защиту от физического и психологического насилия. Огромную роль в том, чтобы ребенок всегда оставался в безопасности, играют родители. В этом разделе можно найти статьи по детской безопасности, рекомендации и памятки о том, как научить ребенка безопасному поведению и какие правила необходимо соблюдать родителям, чтобы избежать угрозы детскому благополучию.

Что делать, если...

Дидактическая онлайн-игра «Шаги спасения», разработанная Республиканским центром пропаганды МЧС.

Представляем вашему вниманию новую дидактическую онлайн-игру «Шаги спасения», разработанную Республиканским центром пропаганды МЧС. Она направлена на изучение алгоритмов действий в случае возникновения различных чрезвычайных ситуаций и доступна как с мобильного устройства, так и с персонального компьютера при наличии подключения к сети Интернет.

Игрой может воспользоваться индивидуально как обычный человек, так и педагог во время работы с группами детей. Сейчас она будет апробирована пропагандистами в летних оздоровительных лагерях, а затем – в Центрах безопасности. Игра разработана в двух версиях для разных возрастных категорий: для учащихся 1-6 классов и 7-11 классов соответственно. Механика и правила при этом одинаковы для обеих версий. Главное условие игры – пройти 12 ситуационных задач, в каждой из которых участнику необходимо выстроить верный алгоритм действий. В процессе человек имеет возможность самостоятельно моделировать чрезвычайную ситуацию, будто проигрывая ее в своем воображении, а значит – он лучше и легче запоминает правила безопасности.

Запустить игру можно по ссылкам ниже:

1-6 классы

7-11 классы 

Видеоинструкция к инлайн-игре "Шаги спасения".

 

свернуть

Безопасная дорога

 

Предлагаем Вам вместе с детьми пройти  онлайн-тест, который еще раз закрепит знания воспитанников правил безопасного поведения на дороге.

Онлайн-тест "Безопасность на дороге"

Что должен знать и уметь ребёнок, чтобы быть в безопасности на дороге?

Сегодня мы все вынуждены ограничить свое передвижение по городу, а также прогулки с детьми, однако такая ситуация носит, безусловно, временный характер. Мы предлагаем вам воспользоваться временем карантина, для того чтобы обучить ребенка еще одному важному и полезному навыку – быть в безопасности на улицах города.

Мировые эксперты-практики, проанализировавшие сотни тысяч случаев ДТП на дорогах с участием детей, выделили ключевые умения и знания, которые помогут сохранить жизнь и здоровье ребенку. И они совсем не ограничиваются банальными знаниями правил пешеходного перехода или пониманием, что играть у дороги опасно.

Список необходимых знаний ребенка составляет почти 20 пунктов.

Среди них помимо стандартных знаний для пешехода есть правила:

- безопасного передвижения по тротуару или обочине;

- безопасного движения пешехода в темное время суток;

- знания, что такое дорожные «ловушки» разных видов (ситуации неявной, скрытой опасности для пешехода), и как выйти из сложной дорожной ситуации, опираясь на правила безопасности и т.д.

Среди важных умений для юного пешехода эксперты выделяют:

- умение выбирать наиболее безопасный маршрут для своего движения;

- умение распознавать разные транспортные средства на слух и скорость их приближения;

- умение определять, на опасном или безопасном расстоянии находится автомобиль на проезжей части;

- умение видеть потенциально опасные места на дороге;

Как мы видим, нам, как родителям, нужно развивать у ребенка целый спектр знаний и умений, чтобы со временем, когда он станет старше, мы спокойно могли бы отпустить его гулять самостоятельно.

ВАЖНО! Этими знаниями и умениями ребенок должен уверенно владеть к 7-8 годам. В среднем, это как раз тот возраст, когда ребенок хотя бы иногда начинает передвигаться по улицам без сопровождения.

Так как же сделать процесс освоения правил дорожной безопасности интересным для ребенка? Какими играми и заданиями его увлечь?

Как бы банально это ни звучало, но ключевым для формирования у дошкольника моделей безопасного поведения на дорогах является собственный положительный пример взрослых.

В безопасности на дороге ни в коем случае не должен работать привычный принцип: «Нельзя, но если очень нужно, то один раз можно.»  Довольно часто мы видим на дорогах ситуацию, когда взрослый перебегает с ребенком дорогу на красный сигнал пешеходного перехода или в неположенном месте со словами: «Я – взрослый, поэтому вижу, что сейчас ничего страшного, если мы перебежим, но ты так никогда не делай!» Мы должны четко отдавать себе отчет, что ребенок усвоит не слова, а действия.

Второй важный обучающий момент - проговаривание, объяснение логики своих действий на дороге:«Почему я сейчас перехожу дорогу именно так?», «Куда мне надо смотреть сначала?», «Мы убедились, что все машины остановились, и только теперь можем идти!», «Смотри, машина проехала на наш с тобой зеленый, что могло бы случиться если бы мы не посмотрели по сторонам?» и т. п.

Очень часто маленькие дети, полностью доверяя нам, идут с нами за руку, не задумываясь, что и как мы делаем на дороге. А важно, чтобы ребенок понимал наши действия, их смысл и учился постепенно поступать, не просто подражая нам, а понимая ЗАЧЕМ И ЧТО нужно сделать ради своей безопасности.

Постоянно проводите анализ конкретных дорожных ситуаций, которые вы встречаете с детьми, или ошибок, которые допускает ребенок на дороге: «Смотри, сейчас…», «Как ты думаешь, почему так произошло?», «Кто допустил ошибку? Какую?», «А как нужно было правильно?»

Если ребенок допустил на дороге ошибку, которая привела к опасной ситуации, не кричите на него и не ругайте, выплескивая тем самым страх, который вы испытали за него. Ведь из-за своего роста и еще пока не сформированного бокового зрения дети дошкольного возраста физически не видят весь обзор дороги и приближающуюся опасность, они неосознанно отвлекаются на то, что им интереснее. Хотите сами в этом убедиться? Для этого достаточно просто присесть перед дорогой до уровня роста ребенка и посмотреть на дорожную ситуацию его глазами. Вместо выплескивания своих эмоций, спокойно и обстоятельно обсудите с ребенком, что случилось и почему. Это принесет ему колоссальную пользу и укрепит доверие между вами!

Также может помочь совместное составление стандартных маршрутов движения по улице с ребенком. Привлекайте ребенка к выбору маршрута по знакомой ему местности и направлениям. И потом даже в незнакомых местах, советуйтесь с ним: «Как ты думаешь, как нам сейчас лучше пойти вот до того дома, чтобы было безопаснее?»

Кроме этого, попробуйте разыгрывать с ребенком дорожные ситуаций (с куклами, игрушками, машинками). У дошкольников наглядно-действенное и предметно-образное мышление - поэтому важно, чтобы в объяснении того или иного правила безопасности, или, наоборот, опасных дорожных ситуаций мы использовали как можно больше наглядного материала. Соорудите на полу в комнате дорогу, выложите из карандашей или других подручных материалов, постройте дома вдоль дороги, поставьте машины, обозначьте пешеходные переходы, некоторые из них могут быть даже надземными (мостами). Используйте кукол или мягкие игрушки в качестве пешеходов.

Просмотр и обсуждение мультфильмов по теме. Мультфильмы очень помогают нам в формировании у детей тех или иных знаний и даже умений. Однако ОЧЕНЬ важно не просто дать ребенку посмотреть мультфильм, но и обсудить с ним, какие выводы он должен из него сделать.

Мультфильмов про безопасность на дороге немало. Среди них:

  • Мультсериал «Ну, погоди!», выпуски № 2, 5, 12, 18.
  • Мультсериал «Смешарики», серии «Гармония светофора», «Где кататься?», «Самая страшная машина», «Зебры в городе».
  • Мультсериал «Уроки тетушки Совы».
  • Мультсериал «Аркадий Паровозов». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Безопасность в Сети-Интернет

Практически каждый из нас является счастливым обладателем мобильного телефона и компьютера.

В школе, транспорте, дома – ты всегда на связи и готов к общению. И не только к общению. Как же хочется поделиться какими-нибудь новыми картинками, фотографиями или видео, скачанными из Интернета с друзьями, одноклассниками и просто знакомыми!

А теперь ответь себе на вопрос: «Как часто я задумываюсь о том, какую картинку, фотографию или видео посылаю другому лицу и будет ли мне что-нибудь за это?». Думаю, что ответ не заставит себя долго ждать.

Вместе с тем, не всегда такие картинки, фотографии или видео столь безобидны, а их передача другому лицу – безнаказанна.

Дети, подростки, молодежь часто хотят знать информации намного больше, чем им могут предоставить родители, школа или общедоступные Интернет-ресурсы. И их любопытство порой оказывается на грани, а иногда и за гранью дозволенного.

Признайся себе, ведь хоть раз в жизни ты, тихонечко, прячась от родителей смотрел в Интернете «особые» картинки, фотографии или видео? И у тебя может даже возникала мысль, что круто бы было показать «это» своим друзьям, одноклассникам, просто знакомым? И вот ты сохраняешь эти картинки, фотографии и видео на свой мобильный телефон или любимый компьютер и…

Вот тут и начинается история, у которой может и не быть счастливого конца.

История 1. Молодая девушка Екатерина дома с помощью ноутбука скачала 3 порнографических изображения и через несколько дней разместила их в сети Интернет на одном из сайтов для общего доступа.

История 2. Александр, Дмитрий и Вадим передали хранящиеся в их мобильных телефонах порнографические материалы через Bluetooth одной девушке.

История 3. Юрий скачал в Интернете видеоролик порнографического содержания и разместил его на своей странице в социальной сети «ВКонтакте», где его мог просмотреть неограниченный круг пользователей.

История 4. Александр, используя личный компьютер и сеть Интернет разместил в своей анкете в одной из социальных сетей порнографическое изображение, в результате чего оно стало доступно для просмотра и копирования другими пользователями.

История 5. Молодой человек со своего электронного ящика отправил девушке одно порнографическое изображение.

История 6. Молодой человек с использованием сети Интернет через сайт «ВКонтакте» переслал (распространил) порнографический материал на мобильный телефон другого лица.

Всех этих молодых людей объединяет одно- в отношении каждого из них было впоследствии возбуждено уголовное дело.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь есть ст.343, которая предусматривает ответственность за изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера.

Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом (ч.1 ст.343 УК Республики Беларусь).

Те же действия, но совершенные, в том числе, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно распространение, рекламирование, трансляция или демонстрация заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказываются только лишением свободы на срок от двух до четырех лет (ч.2 ст.343 УК Республики Беларусь).

Все уголовные дела, приведенные в шести историях выше возбуждены по ч.2 ст.343 УК Республики Беларусь, так как во всех случаях распространение информации осуществлялось с использованием глобальной компьютерной сети Интернет или иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, соответственно наказание за такое преступление может быть очень суровым.

Относится или нет материал или предмет к  порнографическим -  решит экспертная комиссия.

А что же такое хранение  порнографических материалов или предметов? Ты хранишь их, когда они фактически находятся у тебя во владении, и потом ты хочешь их распространить.

А распространяешь ты их тогда, когда совершаешь действия, направленные на то, чтобы ознакомить с такой информацией неопределенный круг лиц. Распространение может выражаться в рекламировании, передаче на любых основаниях, в том числе путем показа или демонстрации кому-либо.

Все фигуранты наших историй распространяли порнографические материалы, когда передавали их друг другу, другим лицам, в том числе, друзьям и знакомым. Даже показав другу в телефоне или компьютере такой фильм или фотографию, ты рискуешь своей свободой.

Демонстрировать можно по-разному. Это и показ в виде фотографии, слайда, кино-, телекадра на экране либо с помощью другого технического устройства или любым иным способом.

Ответственность за совершение такого преступления наступает с шестнадцати лет, а за  распространение, рекламирование, трансляцию или демонстрацию заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов  - с восемнадцати лет.

Но если ты не достиг 16 лет (или 18 лет при демонстрации несовершеннолетнему) – это не значит, что никакой ответственности ты не понесешь.

Если факт выявлен, то будет проводиться проверка и приниматься решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же, например,  уголовное дело было возбуждено, так как сразу лицо, совершившее преступление, не было установлено, а потом оно стало известно и выяснилось, что не достигло возраста привлечения к уголовной ответственности  - принимается решение о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Копия одного из таких постановлений направляется органом дознания или предварительного следствия в комиссию по делам несовершеннолетних для проведения с тобой необходимой профилактической работы. Впоследствии ты подлежишь постановке на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, и с тобой будет проводиться индивидуальная профилактическая работа. Более того, в отношении тебя даже может быть решен вопрос о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение (ст.14 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

И помни, что глобальная сеть Интернет является объектом пристального внимания сотрудников управлений по наркоконтролю и противодействию торговле людьми, они проводят постоянные мониторинги сетей и выявляют распространителей порнографии. Также информация о наличии в свободном доступе порнографических материалов или предметов порнографического характера, их передаче или получении может поступать от обычных граждан и даже от твоих друзей и знакомых (о чем ты можешь даже не догадываться).

Правила безопасности в Интернете

Всемирная сеть предлагает множество правил и рекомендаций по обеспечению безопасного использования глобальной сети детьми. Например:

* Общие правила безопасности в Интернете, сетевой этикет;

* Права детей в онлайне;

* Азартные игры и интернет-зависимость;

* Безопасное поведение в онлайн-играх;

* Безопасность в социальных сетях;

* Онлайн-пиратство (нелегальный контент), авторское право в интернете;

* Создание ощущения психологической связи, заботы, а также запугивание, противодействие им;

* Опасный (недетский) контент;

* Онлайн-коммерция, оплата услуг через SMS;

* Интернет-мошенничество, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям.

Какие меры следует предпринять?

Уменьшение опасностей при работе ребёнка в Интернете должно предусматривать: настройку контекстной фильтрации, ограничение времени пользования Интернетом, контроль за посещаемыми ресурсами, просмотр его активности в социальных сетях и адресатов почтовых отправлений. И самое важное — откровенное общение с ребёнком:

обсуждение правил пользования Интернетом, возможных опасностей, которые его подстерегают, как правильно общаться, онлайн-опыт ребёнка (что его тревожит, было ему неприятно, непонятно и т. п.).

 

Детям  младшего школьного возраста предлагаем узнать, какие опасности подстерегают в Сети Интернет вместе с фиксиками, пройдя по ссылке: 

 

https://kids.pomogut.by/category/deti/1/

свернуть

Мультфильмы о безопасности

Мультфильмы очень помогают нам в формировании у детей тех или иных знаний и даже умений. Однако ОЧЕНЬ важно не просто дать ребенку посмотреть мультфильм, но и обсудить с ним, какие выводы он должен из него сделать.

Мультфильмов про безопасность на дороге немало. Среди них:

  • Мультсериал «Ну, погоди!», выпуски № 2, 5, 12, 18.
  • Мультсериал «Смешарики», серии «Гармония светофора», «Где кататься?», «Самая страшная машина», «Зебры в городе».
  • Мультсериал «Уроки тетушки Совы».
  • Мультсериал «Аркадий Паровозов». 

И самыми, на наш взгляд, полезными по данной теме являются полноценные видеоуроки по  безопасности  детей:

Мультфильмы из волшебной книги МЧС РБ:

 

 

свернуть